Как в мире развивается прижизненное донорство органов

Прижизненное донорство распространено по всему миру. Особенно активно оно применяется в детской трансплантологии. Родители максимально близки к реципиенту генетически и потому часто имеют с ним лучшую совместимость. Почку или часть печени от мамы или папы не надо ждать годами, это особенно важно для малышей.
3-1_ИНФ_Прижизн.jpg
Современные технологии лапароскопического изъятия органа через проколы в брюшной стенке, без масштабной полостной операции, обеспечивают короткий восстановительный период и позволяют максимально сохранить здоровье донора. Впервые применённый в 2016 году в Центре трансплантологии и искусственных органов им. Шумакова, к настоящему времени лапараскопический метод изъятия поставлен в России на поток. В 2018 году так научились изымать даже правую долю печени, что технически значительно сложнее. А в 2019 хирурги «Шумаковки» впервые в мире одновременно взяли у одного донора лапараскопическим способом и часть печени, и почку. 

Однако очевидно, что полностью полагаться на этот ресурс невозможно. Родственники есть не у всех, в отдельных случаях они могут оказаться генетически несовместимы, часто они не могут пожертвовать орган по состоянию здоровья или даже просто по физическим параметрам. Например, миниатюрная мама и хотела бы отдать долю печени двухметровому атлетическому сыну, но её орган просто по масштабу не справится со своей функцией в его организме и будет потерян зря. Нельзя пожертвовать сердце или лёгкие. Поэтому прижизненное донорство везде в мире развивается параллельно с посмертным – у каждого из двух этих типов свои задачи. 
3-2_ИНФ_Прижизн.jpg
3-3_ИНФ_Прижизн.jpg
Рейтинг прижизненного донорства возглавляют совсем не те страны, что лидируют в донорстве посмертном. Например, в первой десятке вообще нет Испании – признанного мирового лидера в сфере трансплантологии. Она занимает лишь 41 место. Это связано с законодательством: большинство стран предпринимают ограничительные меры, чтобы избежать коммерциализации и криминализации прижизненного донорства. Медики должны быть уверены, что речь не идёт о скрытой торговле органами, что донорская жертва основана на чисто альтруистических соображениях. 

Поэтому в России, как и в большинстве европейских стран, отдать орган пациенту может только ближайший родственник, и это родство необходимо подтвердить документально. Даже супруги не имеют права стать друг для друга донорами, так как здесь может быть риск фиктивных браков. А вот в Турции, занимающей в рейтинге первое место, разрешено использовать органы от живых негенетических родственников. 

Другой пример – США. В последние десять лет Соединённые Штаты стабильно отстают от многих европейских стран по числу посмертных доноров на миллион населения, но при этом удерживают лидерство по абсолютному числу трансплантаций. Разгадка в том, что в этой стране разрешено эмоциональное прижизненное донорство: каждый может напрямую пожертвовать свой орган нуждающемуся, независимо от наличия родства. В рейтинге прижизненного донорства США занимают десятую строчку. 
3-4_ИНФ_Прижизн.jpg