
Трансплантологи объясняют: сниженный иммунитет – причина не для отвода от вакцинации, а наоборот, для отнесения таких пациентов к приоритетной группе, которой прививка от коронавирусной инфекции показана в первую очередь. Ведь они болеют с более серьёзными, трудно предсказуемыми последствиями, чем среднестатистический практически здоровый человек.
Covid-19 – это заболевание, которое может сказываться как на лёгких, так и в целом на кровообращении, сердечно-сосудистой и центральной нервной системе. Трансплантаты (пересаженные органы) – в принципе первая мишень для инфекций: любой серьёзный дисбаланс в организме может на них повлиять. К тому же при лечении Covid-19 врачи вынуждены снижать пациентам дозировки иммуносупрессантов, чтобы стимулировать сопротивляемость вирусу. Результатом всех этих факторов может стать отторжение пересаженного органа – причём нередко уже после выздоровления, когда, казалось бы, опасность миновала.
«У нас была невакцинированная пациентка, которая в 2006 году маленькой девочкой перенесла трансплантацию печени от взрослого брата. 15 лет всё было хорошо: она выросла, вышла замуж, родила ребенка. А потом заболела Covid. В результате у неё наступила дисфункция печеночного трансплантата. Орган перестал работать, и нам пришлось делать ей ретрансплантацию, повторную пересадку – уже от посмертного донора», – таких историй Сергей Готье, директор НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. ак. В.И. Шумакова, головного российского учреждения по пересадке органов, может рассказать немало.
Проблема прививок для трансплантологов не нова. В Центрах трансплантологии много маленьких пациентов, в том числе в возрасте до года и даже таких, которым всего несколько месяцев от роду. Как и всех детей, их необходимо вакцинировать от основных опасных инфекций по Национальному календарю профилактических прививок. Принцип здесь такой: «живые» вакцины – те, в основе которых лежит ослабленный, но всё ещё не погибший возбудитель – таким детям после трансплантации противопоказаны. Вместо этого применяются вакцины, созданные с использованием инактивированных (убитых) или искусственно воспроизведённых инфекционных агентов.
Самая распространённая российская вакцина от коронавируса – векторная «Спутник V» – полностью вписывается в эту концепцию. В её основе – оболочка аденовируса, из которого удалена вызывающая ОРВИ патогенная часть. В эту оболочку встроен генетический код одного из белков Covid-19. Самих вирусов – ни живых, ни мёртвых – в «Спутнике» нет. Вакцинация пациентов как в рамках подготовки к пересадке органов, так и после этой операции активно идёт уже около года. Некоторые стационары практиковали даже выезд прививочных бригад непосредственно в отделения гемодиализа, где в ожидании донорской почки трижды в неделю аппаратным способом очищают кровь больным с почечной недостаточностью. Неприятных последствий для их здоровья от прививки не наблюдалось.
«Наибольший опыт у нас накоплен с вакциной «Спутник V», – подтверждает главный трансплантолог России Сергей Готье. – Очень много наших пациентов привиты. Никаких значимых побочных эффектов мы у них не видим. Противопоказаний по нашему профилю нет. Поэтому все разговоры о медицинских отводах я считаю не профессиональным, а скорее шаманским подходом».
Другой вопрос – когда именно делать прививку. Сразу после пересадки органа это действительно не рекомендуется. Дело в том, что в этот период вакцина может быть неэффективна. В первое время после операции пациенты принимают максимальные дозы подавляющих иммунитет препаратов, чтобы «подружить» ещё не прижившийся трансплантат с организмом. Выработка антител в крови снижена, и вакцина просто не сработает. Это касается не только «Спутника», но любых прививок от любых инфекций.
«Обследуя сейчас пациента для постановки в лист ожидания, мы очень надеемся, что он привьется от Covid ещё до трансплантации, – говорит Сергей Готье. – Мы всегда советуем это сделать. Если это по какой-то причине не вышло, к вопросу о вакцинации можно вернуться через какое-то время после пересадки, когда дозы иммунодепрессантов стабильно минимизированы, и можно рассчитывать на полноценный иммунный ответ».
По той же причине людям после трансплантации, как и всем пациентам с ослабленным иммунитетом, не стоит выбирать «лёгкие» однокомпонентные вакцины. Учитывая замедленную выработку антител, два компонента в их случае однозначно сработают эффективнее, чем один. А сейчас все серьёзнее обсуждается третье, дополнительное введение вакцины для усиления выработки антител.