Мальчику с гепатобластомой пересадили печень 12-летний мальчик Герман приехал из Донецка. Полгода назад ему была выполнена резекция печени по поводу злокачественного новообразования в РОНЦ им. Блохина, но через полгода случился рецидив заболевания. Опухоль не реагировала на химиотерапию. Последней надеждой для мальчика и его мамы оставалась трансплантация печени.

В ФГБУ «НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова» Минздрава России начали обследовать единственного возможного родственного донора – мать ребенка, однако группа крови матери была несовместима с группой крови мальчика. Врачи Центра им.Шумакова успешно провели специальную подготовку организма ребенка для преодоления барьера групповой несовместимости. Трансплантация прошла успешно: мама, ставшая донором правой доли печени, и ребенок чувствуют себя хорошо и идут на поправку.

Эта и другие уникальные операции, которые не могут быть проведены детям на Донбассе, финансируются Министерством Здравоохранения Российской Федерации.

Историю лечения гепатобластомы у Германа комментируют заведующий хирургическим отделением ФГБУ «НМИЦ ТИО им. В.И. Шумакова» Артем Монахов:

«Когда часть печени удалена, и рецидив возникает в оставшейся части печени, эта опухоль уже не операбельна. На нас вышли коллеги из онкоцентра РОНЦ им. Блохина, и мы стали готовить к операции единственно возможного родственного донора для мальчика – его маму. Но у них была несовместимость по группе крови. Все удалось решить стандартными усилиями, и тогда можно было выполнить трансплантацию от мамы – организм Германа стал толерантным к ее группе крови.
Была проведена успешная операция, была удалена оставшаяся часть печени вместе с опухолью. Всегда довольно сложно делать операции на оперированном животе, особенно когда была проведена расширенная резекция – удалена большая часть печени. Нужно было разобщить все сращения между тканями, все спайки, что только добавляет техническую сложность. Но хирурги справились хорошо.

Таких операций (по поводу опухолей у детей) в Центре им.Шумакова делают 5-7 в год. К счастью, такие агрессивные злокачественные опухоли у детей бывают довольно редко. И особенно редки такие формы, при которых надо пересаживать печень. Обычно опухоли просто удаляют, но если после резекции возникает рецидив, то тогда точно необходима трансплантация печени.

Имунносупрессия создает дополнительные риски для возникновения опухоли, но здесь другого выхода не было. Когда возможности у онкологов исчерпываются, остается резерв у трансплантологов

Особенность этого случая: несовместимая по группе крови трансплантация, технически более сложная операция, грамотное межклиническое взаимодействие».

Комментирует старший научный сотрудник РОНЦ им. Блохина Полад Керимов:

«Ситуация была очень сложная. Если не выполнять трансплантацию печени, мальчик погибнет. А если проведем трансплантацию печени, будем проводить иммуносупрессию, – мы будем нарушать противоопухолевый иммунитет. Таким образом, может произойти прогрессирование болезни. Мы оказались на распутье, но другого выхода не было – мы не могли остановить лечение. Мы этого ребенка обсуждали с трансплантологом Артемом Монаховым из Центра им.Шумакова сразу, как только он к нам поступил с рецидивом. У нас есть протокол лечения пациентов, у которых остается единственный вариант лечения – трансплантация печени, мы сразу направляем их в ФГБУ «НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова» на консультацию».
ФГБУ «НМИЦ ТИО им. ак. В.И.Шумакова» Минздрава России – один из мировых лидеров в области трансплантации печени детям. Ежегодно в Центре выполняется около 100 таких операций детям с тяжелейшими заболеваниями печени. Для граждан России и беженцев из Донбасса эти высокотехнологические операции выполняются бесплатно, за счет средств федерального бюджета.