
Количество детских пересадок в ФГБУ "НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова" Минздрава России растет, и если в 2018 году выполнено 20 трансплантаций почек детям, то на данный момент (ноябрь 2019) выполнено уже 29 трансплантаций.
В 2018 году всего в РФ выполнено 1361 пересадка почки, из них около 100 детям. 20% трансплантаций почки выполняются от живых родственных доноров.
Стандартный лист ожидания – это 15-20 человек, при этом дети разделяются на группы: меньше года, от 1 до 5 лет, с 6 до 10 лет и с 11 до 17 лет. Данные по педиатрическому листу ожиданий в США, где проводится максимальное количество таких операций детям, показывают, что детей, особенно младшего возраста, там немного, а наиболее большая группа – это подростки.
По данным EUROTRANSPLANT 2017 детям в категории 1-15 лет выполнено 79 трансплантаций, что составляет около 3% от всех трансплантаций почек в Европе.
Американские данные (OPTN) показывают 4% пересадок детям от всего объема трансплантаций почек детям. В России пересадки почек детям составляют 10%, что говорит о приоритете детей при распределении органов.
«Детей у нас становится больше, – сообщил заведующий отделением пересадки почки и печени ФГБУ "НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова" Минздрава России
Игорь Александрович Милосердов. – Из тех, кого мы оперировали недавно, запомнились два мальчика, которым мы сделали трупную трансплантацию. Один мальчик семи лет, случай был сложный с точки зрения подбора органа, подготовки к операции, потому что он уже имел риск отторжения, это у него была третья пересадка почки. Две предыдущие были неудачные, они были выполнены в другом московском учреждении.
Мальчик был на перитонеальном диализе, мы в течение полугода проводили ему специальные методы очистки крови, иммуносорбцию, удаляли определенные белки, которые участвуют, в том числе, в отторжении, чтобы он мог перенести третью пересадку благополучно. Все получилось хорошо, почка прижилась, функция хорошая. Причем он второй ребенок в семье с пересаженной почкой. У него есть старшая сестра, которой мама больше 10 лет назад отдала почку, орган функционирует нормально.
Параллельно мы лечили еще одного мальчика – это подросток из детского дома, до пересадки он тоже находился на перитонеальном диализе. С медицинской точки зрения у него стандартный случай, но как подросток он входит в группу риска по несоблюдению режима терапии. Очень часто даже в нормальных полных семьях дети-подростки не слушают взрослых советов, в том числе, и по лечению, и теряют функцию трансплантатов в связи с тем, что пропускают прием таблеток. Это все превращается в хроническое или острое отторжение пересаженной почки.
У этого мальчика сейчас самая большая задача в том, чтобы этих проблем не возникло, то есть необходимо обеспечить хороший медицинский контроль и с нашей стороны, и со стороны сотрудников детского дома, которые будут им заниматься. Потому что операция прошла без осложнений, оперировал и лечил его ведущий хирург отделения Джабраил Азизович Сайдулаев, все прошло хорошо».
Игоря Милосердова поддерживает трансплантолог Алексей Леонидович Валов, заведующий отделением по пересадке почки Российской детской клинической больницы:
В связи с этим мы не сторонники пересаживать взрослые почки детям младшего возраста с весом 5-8 кг. При том виде заместительной терапии, которая сейчас применяется, детям вполне возможно набрать необходимый для трансплантации почки вес. Это позиция Российской детской клинической больницы, которой мы придерживается на протяжении многих лет. Но если в России будут решены проблемы детского донорства и появятся возможности пересаживать подростковую почку маленьким детям, это безусловно даст хороший результат».
В материале использованы данные из доклада заведующего отделением пересадки почки и печени ФГБУ "НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова" Минздрава России Милосердова Игоря Александровича на V Московском городском съезде педиатров 19-21 ноября 2019 года.