ВЦИОМ: Большинство россиян положительно относится к донорству органов
Спорт спасенных: как соревнуются люди с донорскими органами
Физкультура и спорт для людей, перенесших трансплантацию, превращаются из экзотики в норму их новой жизни. Серьезным стимулом к таким переменам послужили первые Всероссийские трансплантационные спортивные игры, прошедшие в июле 2022 года в Москве. В них приняли участие 70 человек с донорскими органами. Соревнования показали физические и волевые возможности спасенных хирургами людей. А еще стали отличным способом социализации для спортсменов и популяризации идей трансплантологии и органного донорства.
Стимулом для организации игр-2022 стал фактический запрет на участие россиян в этом году в международных соревнованиях — как «классических» спортсменов, так и пациентов с пересаженными органами, рассказывает Горецкая. «Эти игры давно ожидались, их необходимость обсуждалась на научных конференциях в России с 2011 года», — вспоминает доцент кафедры спортивной медицины Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова Татьяна Шелехова. По ее словам, за границей подобные состязания проводятся давно, под эгидой World Transplant Games Federation.
Всероссийские игры организовали быстро. За два месяца организаторам удалось определиться с площадкой для проведения мероприятия — его принял спорткомплекс РНИМУ им. Пирогова. Помимо Центра им. Шумакова, в число организаторов вошли «Нефро-Лига» и благотворительная организация «Своя атмосфера».
Среди пациентов был устроен опрос о том, в чем же им, собственно, соревноваться. По итогам анкетирования отобрали с десяток видов спорта — плавание (на 50 и 100 м), бадминтон, дартс, мини-футбол, два вида бега (на 100 м и одну милю), скандинавская ходьба, шахматы, баскетбол, волейбол и настольный теннис.
Так, Всемирные зимние трансплантационные игры устраиваются с 1994 года (впервые они прошли во французской коммуне Тинь). Эти игры проходят шесть дней и включают в себя 12 соревнований, включая биатлон, керлинг, слалом и сноубординг. В 2020 году зимние игры проходили в канадском городе Банфф. Последние Всемирные летние трансплантационные игры проходили в 2019 году в британском Ньюкасле. Тогда в 17 видах спорта (в их числе бег и плавание) соревновались около 1,6 тыс. участников из 41 страны мира, включая Россию (завоевала одну золотую, две серебряных и одну бронзовую медали).
Опросник об играх в Москве заполнили 150 пациентов, а на соревнования в июле 2022 года добрались около 70 спортсменов из 18 регионов. Чисто мужским состязанием предсказуемо стал турнир по мини-футболу. Однако, например, в баскетбол играли и женщины — по словам Галины Горецкой, две спортсменки выходили мужчинам на замену. Кроме того, возник неожиданный интерес к скандинавской ходьбе. «Поначалу был запланирован лишь мастер-класс. Участники его опробовали и захотели полноценные соревнования», — удивляется Горецкая.
Уроженец Башкирии Юрий Кандуров, реципиент почки, ранее находился 10 лет на гемодиализе, рассказывает, что несколько лет назад участвовал в соревнованиях для людей с донорскими органами в Казахстане, а на Всероссийские игры поехал, «не раздумывая», да еще и собрав команду из семи земляков. По словам Кандурова, башкирские спортсмены с пересаженными органами поучаствовали практически во всех состязаниях, а домой вернулись с 26 медалями, в том числе с 11 золотыми.
За состязаниями наблюдал солидный пул судей, в их числе — четырехкратный призер Олимпийских игр Мария Пасека и чемпион мира 2021 года по пляжному футболу Борис Никоноров. Были и призы, помимо медалей: победители турниров по мини-футболу, баскетболу и волейболу получили памятные кубки, рюкзаки, спортивные массажеры и другие гаджеты. Галина Горецкая признается, что не ожидала такого числа положительных откликов от участников соревнований. «Для спортсменов было важно познакомиться с людьми из других регионов. Завязалось общение и дружба. Звучали пожелания сделать игры регулярными и увеличить количество дисциплин», — отмечает она.
До начала полноценных занятий спортом должно пройти больше времени. Татьяна Шелехова ссылается на опыт международных соревнований, где участников допускают до состязаний через год после трансплантации, реже — через полгода.
Не все пациенты с донорскими органами рвутся заниматься спортом после операции, замечает Шелехова. «Многие боятся. Очень большую роль играет состояние до трансплантации. Если человек длительное время был на диализе или практически умирал из-за проблем с сердцем или легкими, то ему после операции зачастую требуется долгий выход из этого состояния. Некоторые поначалу счастливы просто от того, что могут встать с кровати без одышки. Но если за таким пациентом будет наблюдать врач или инструктор по лечебной физкультуре, они, как правило, станут делать упражнения охотно», — рассказывает эксперт.
Начинать занятия спортом реципиентам донорских органов, по ее мнению, стоит с дозированной ходьбы. Шелехова даже рекомендует сдать предварительный тест на «толерантность к нагрузке», определив, что способен выдержать организм пациента. Дальнейший успех зависит от индивидуальных особенностей пациента. «У нас были пациенты со спортивными разрядами в прошлом. Конечно, до рекордов они уже не дотянут, но они быстро восстанавливаются после операций, ведут крайне активный образ жизни и вполне способны заниматься любительским спортом», — поясняет Шелехова.
Психолог Центра им. Шумакова Марина Нестерова говорит, что физкультура для подобных пациентов работает и как «поддерживающее сообщество». «Человек находится в кругу единомышленников, понимающих, с чем ему пришлось столкнуться. Когда человек проходит такие испытания, его система ценностей сильно меняется. Поэтому понять, что пациент пережил и преодолел, стороннему человеку сложно. Конечно, кто-то предпочитает справляться сам, изыскивая внутренние резервы, а другим проще опираться на близких и тех, кто рядом. Те люди, которые сами через это прошли, с ним на одной волне», — рассуждает Нестерова.
По словам Шелеховой, за границей самым популярным видом среди пациентов с пересаженными органами выступает плавание, но в России «боятся инфекций» и предпочитают футбол, дартс и бег. По мнению Нестеровой, с психологической точки зрения пациенту с донорскими органами больше подойдут командные игры. «Физическая активность — прямой путь к повышению качества жизни», — говорит Татьяна Шелехова, добавляя, что такая связь упоминается во многих международных научных исследованиях. «Хорошее физическое состояние по цепочке хорошо влияет на психическое состояние, тогда как лежачий пациент часто находится в угнетенном состоянии», — добавляет она.
«Соревнования дают понимание, что трансплантация — не только жизнеспасающая операция, но и кардинально меняющий качество жизни вид медпомощи. Он предоставляет пациентам возможность комфортного, счастливого и не ограниченного никакими рамками существования с точки зрения полноты жизни», — говорит директор Центра им. Шумакова Сергей Готье.
«Из-за диализа я вышел "из обоймы" на десять лет. С 40 до 50 лет, самые лучшие годы человека, я три-четыре раза в неделю проходил эту тяжелейшую процедуру. Все это время мне очень хотелось вернуться к занятиям спортом, я буквально рвался. Почку мне пересадили в августе 2013 года, а в 2014 году я уже организовал футбольный матч между пациентами и врачами. Можно сказать, что именно тогда я вернулся к жизни. Спорт очень вдохновляет и стимулирует на организацию соревнований и помощь людям, пережившим пересадку органов», — рассказал Юрий Кандуров.
«Когда я оценивала физическую активность пациентов после трансплантации, выяснилось, что у некоторых из них показатели выносливости оказались даже выше, чем у людей без пересаженных органов», — отмечает Татьяна Шелехова.
Игры способствуют и положительному восприятию обществом донорства органов. «В Испании после проведения подобных игр люди стали задумываться о том, что смогут спасти несколько жизней после своей смерти», — говорит Шелехова. Кстати, еще в 1978 году английский хирург Морис Слапак, по чьей инициативе прошли первые подобные общемировые соревнования, также отмечал, что лучший способ популяризации донорства — это спорт.
Соревнования новой жизни
Идея проведения трансплантационных игр в России обсуждалась несколько лет, рассказала зампред МООНП «Нефро-Лига», член оргкомитета Всероссийских трансплантационных спортивных игр Галина Горецкая, а в это время пациенты с пересаженными органами набирались опыта за рубежом. По два раза делегации пациентов НМИЦ трансплантологии и искусственных органов им. ак. В. И. Шумакова успели побывать на национальных играх в Казахстане и Польше, а однажды — на Всемирных трансплантационных играх в Испании.Стимулом для организации игр-2022 стал фактический запрет на участие россиян в этом году в международных соревнованиях — как «классических» спортсменов, так и пациентов с пересаженными органами, рассказывает Горецкая. «Эти игры давно ожидались, их необходимость обсуждалась на научных конференциях в России с 2011 года», — вспоминает доцент кафедры спортивной медицины Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова Татьяна Шелехова. По ее словам, за границей подобные состязания проводятся давно, под эгидой World Transplant Games Federation.
Всероссийские игры организовали быстро. За два месяца организаторам удалось определиться с площадкой для проведения мероприятия — его принял спорткомплекс РНИМУ им. Пирогова. Помимо Центра им. Шумакова, в число организаторов вошли «Нефро-Лига» и благотворительная организация «Своя атмосфера».
Среди пациентов был устроен опрос о том, в чем же им, собственно, соревноваться. По итогам анкетирования отобрали с десяток видов спорта — плавание (на 50 и 100 м), бадминтон, дартс, мини-футбол, два вида бега (на 100 м и одну милю), скандинавская ходьба, шахматы, баскетбол, волейбол и настольный теннис.
Как соревнуются люди с донорскими органами в мире
Соревнования для граждан с пересаженными органами проводятся с 1978 года. Тогда в английском Портсмуте прошли состязания 99 спортсменов из Великобритании, Франции, Германии, Греции и США. Тот же 1978 год считается годом основания крупнейшей профильной организации — World Transplant Games Federation. Сейчас в федерацию входят более 60 стран. Под ее эгидой каждый год попеременно проводятся Всемирные летние или зимние трансплантационные игры. В них могут принять участие пациенты в возрасте от 4 до 80 лет, перенесших трансплантации костного мозга или органов (включая пересадку печени, сердца, легких, почек и поджелудочной железы).Так, Всемирные зимние трансплантационные игры устраиваются с 1994 года (впервые они прошли во французской коммуне Тинь). Эти игры проходят шесть дней и включают в себя 12 соревнований, включая биатлон, керлинг, слалом и сноубординг. В 2020 году зимние игры проходили в канадском городе Банфф. Последние Всемирные летние трансплантационные игры проходили в 2019 году в британском Ньюкасле. Тогда в 17 видах спорта (в их числе бег и плавание) соревновались около 1,6 тыс. участников из 41 страны мира, включая Россию (завоевала одну золотую, две серебряных и одну бронзовую медали).
Опросник об играх в Москве заполнили 150 пациентов, а на соревнования в июле 2022 года добрались около 70 спортсменов из 18 регионов. Чисто мужским состязанием предсказуемо стал турнир по мини-футболу. Однако, например, в баскетбол играли и женщины — по словам Галины Горецкой, две спортсменки выходили мужчинам на замену. Кроме того, возник неожиданный интерес к скандинавской ходьбе. «Поначалу был запланирован лишь мастер-класс. Участники его опробовали и захотели полноценные соревнования», — удивляется Горецкая.
Уроженец Башкирии Юрий Кандуров, реципиент почки, ранее находился 10 лет на гемодиализе, рассказывает, что несколько лет назад участвовал в соревнованиях для людей с донорскими органами в Казахстане, а на Всероссийские игры поехал, «не раздумывая», да еще и собрав команду из семи земляков. По словам Кандурова, башкирские спортсмены с пересаженными органами поучаствовали практически во всех состязаниях, а домой вернулись с 26 медалями, в том числе с 11 золотыми.
За состязаниями наблюдал солидный пул судей, в их числе — четырехкратный призер Олимпийских игр Мария Пасека и чемпион мира 2021 года по пляжному футболу Борис Никоноров. Были и призы, помимо медалей: победители турниров по мини-футболу, баскетболу и волейболу получили памятные кубки, рюкзаки, спортивные массажеры и другие гаджеты. Галина Горецкая признается, что не ожидала такого числа положительных откликов от участников соревнований. «Для спортсменов было важно познакомиться с людьми из других регионов. Завязалось общение и дружба. Звучали пожелания сделать игры регулярными и увеличить количество дисциплин», — отмечает она.
Активность после пересадки
Татьяна Шелехова говорит, что простые элементы физической культуры пациентам «прописывают» уже через день-два после операции по пересадке органов. «Дыхательную гимнастику, пассивно-активные упражнения стараемся начинать как можно раньше. Дальше активность идет по нарастающей», — рассказала она.До начала полноценных занятий спортом должно пройти больше времени. Татьяна Шелехова ссылается на опыт международных соревнований, где участников допускают до состязаний через год после трансплантации, реже — через полгода.
Не все пациенты с донорскими органами рвутся заниматься спортом после операции, замечает Шелехова. «Многие боятся. Очень большую роль играет состояние до трансплантации. Если человек длительное время был на диализе или практически умирал из-за проблем с сердцем или легкими, то ему после операции зачастую требуется долгий выход из этого состояния. Некоторые поначалу счастливы просто от того, что могут встать с кровати без одышки. Но если за таким пациентом будет наблюдать врач или инструктор по лечебной физкультуре, они, как правило, станут делать упражнения охотно», — рассказывает эксперт.
Начинать занятия спортом реципиентам донорских органов, по ее мнению, стоит с дозированной ходьбы. Шелехова даже рекомендует сдать предварительный тест на «толерантность к нагрузке», определив, что способен выдержать организм пациента. Дальнейший успех зависит от индивидуальных особенностей пациента. «У нас были пациенты со спортивными разрядами в прошлом. Конечно, до рекордов они уже не дотянут, но они быстро восстанавливаются после операций, ведут крайне активный образ жизни и вполне способны заниматься любительским спортом», — поясняет Шелехова.
Психолог Центра им. Шумакова Марина Нестерова говорит, что физкультура для подобных пациентов работает и как «поддерживающее сообщество». «Человек находится в кругу единомышленников, понимающих, с чем ему пришлось столкнуться. Когда человек проходит такие испытания, его система ценностей сильно меняется. Поэтому понять, что пациент пережил и преодолел, стороннему человеку сложно. Конечно, кто-то предпочитает справляться сам, изыскивая внутренние резервы, а другим проще опираться на близких и тех, кто рядом. Те люди, которые сами через это прошли, с ним на одной волне», — рассуждает Нестерова.
По словам Шелеховой, за границей самым популярным видом среди пациентов с пересаженными органами выступает плавание, но в России «боятся инфекций» и предпочитают футбол, дартс и бег. По мнению Нестеровой, с психологической точки зрения пациенту с донорскими органами больше подойдут командные игры. «Физическая активность — прямой путь к повышению качества жизни», — говорит Татьяна Шелехова, добавляя, что такая связь упоминается во многих международных научных исследованиях. «Хорошее физическое состояние по цепочке хорошо влияет на психическое состояние, тогда как лежачий пациент часто находится в угнетенном состоянии», — добавляет она.
Донорство становится популярнее
Галине Горецкой нравится, что по итогам игр их участники стали «серьезнее подходить» к занятиям спортом. «У нас образовался постоянный кружок по бегу. В нем есть пациент, который бегает как профи и дает окружающим рекомендации — как правильно это делать, подбирать обувь, одежду и так далее», — рассказывает организатор игр.«Соревнования дают понимание, что трансплантация — не только жизнеспасающая операция, но и кардинально меняющий качество жизни вид медпомощи. Он предоставляет пациентам возможность комфортного, счастливого и не ограниченного никакими рамками существования с точки зрения полноты жизни», — говорит директор Центра им. Шумакова Сергей Готье.
«Из-за диализа я вышел "из обоймы" на десять лет. С 40 до 50 лет, самые лучшие годы человека, я три-четыре раза в неделю проходил эту тяжелейшую процедуру. Все это время мне очень хотелось вернуться к занятиям спортом, я буквально рвался. Почку мне пересадили в августе 2013 года, а в 2014 году я уже организовал футбольный матч между пациентами и врачами. Можно сказать, что именно тогда я вернулся к жизни. Спорт очень вдохновляет и стимулирует на организацию соревнований и помощь людям, пережившим пересадку органов», — рассказал Юрий Кандуров.
«Когда я оценивала физическую активность пациентов после трансплантации, выяснилось, что у некоторых из них показатели выносливости оказались даже выше, чем у людей без пересаженных органов», — отмечает Татьяна Шелехова.
Игры способствуют и положительному восприятию обществом донорства органов. «В Испании после проведения подобных игр люди стали задумываться о том, что смогут спасти несколько жизней после своей смерти», — говорит Шелехова. Кстати, еще в 1978 году английский хирург Морис Слапак, по чьей инициативе прошли первые подобные общемировые соревнования, также отмечал, что лучший способ популяризации донорства — это спорт.