Одной крови, разных групп. Всю себя она посвятила сыну
Валентина Затерюкина
Я — донор

Одной крови, разных групп. Всю себя она посвятила сыну

Истории о том, как родитель отдает свою почку, чтобы спасти ребенка, никогда не бывают обыкновенными. А история Дани Затерюкина, которому его мама Валя в прямом смысле отдала часть себя, необычна еще и тем, что у них разные группы крови.

Семь лет назад Даниил Затерюкин, как и другие малыши его возраста, собирался в детский сад в родном Ставрополе. Плановый обход врачей — рутинное мероприятие больше для галочки: анализы, прививки.

Поэтому, когда анализ мочи показал высокую концентрацию белка, мама Валя решила, что это какая-то ошибка, ребенка ничего не беспокоит, ни на что он не жалуется. Сейчас они пересдадут этот дурацкий анализ и с сентября пойдут в сад.

Но при повторном обследовании выяснилось, что у Даниила пластическая дисплазия почек — врожденное заболевание с прогрессирующей почечной недостаточностью.
А «спусковым крючком» болезни стала тяжелая ангина, которую мальчик перенес какое-то время назад. В последующие четыре года близкие Дани вместе со ставропольскими врачами боролись за сохранение почек и отсрочку диализа. Но к восьми годам анализы Даниила дошли до критических показателей и откладывать диализ было опасно. Дане поставили катетер, начали диализ, но каждая процедура вызывала у мальчика боль, слезы, дискомфорт. Катетер работал некорректно.

Нужна почка

«Я очень много изучала всего про наш диагноз, — рассказывает Валентина, — читала, чем лечат людей с почечной недостаточностью. Я понимала, что диализ для ребенка это не выход, ребенок не будет расти, не будет нормально развиваться. И я стала задумываться о пересадке: когда её делают, где, как?» Вместе с мужем Валентина решила пройти обследование, чтобы выяснить, подойдут ли их почки для пересадки сыну.

Но оказалось, что у мужа та же болезнь, что и у Дани, и ему самому нужен диализ. У самой же Валентины — другая группа крови.
Плохо работавший катетер окончательно сломался. Медлить было нельзя, без гемодиализа ребенок может прожить максимум пять дней. Валентина нашла клинику, готовую их принять, за пару дней собрала все необходимые анализы и вылетела с сыном в Москву. В Национальном медицинском исследовательском центре здоровья детей при Минздраве России Даниилу заменили катетер, наладили гемодиализ и поставили его в очередь на получение донорской почки.

Материнский выбор

Многие её отговаривали: тебе и тридцати-то нет, вся жизнь впереди, как ты будешь без почки?

В 2020 году в Москве бушевал коронавирус, поэтому все это время Валя с Даней безвылазно сидели в больничных стенах, не виделись с родными, не выходили на улицу. И утешали друг друга.
Валентина решила, что поможет своему сыну. Их перенаправили в НМИЦ ТИО им. ак. В. И. Шумакова для пересадки. Хирурги из Центра им. Шумакова успокоили: «Мы делаем несовместимые по группе крови пересадки, не волнуйтесь».

Валентина сдала необходимые анализы и выяснила, что у нее нет патологий, она здорова и её почка на самом-то деле может подойти сыну.

«И у меня в этот момент просто все отлегло, — вспоминает Валя. — Я очень переживала, что не подойду. До этого я очень часто плакала, переживала. То Даниил меня успокаивал — «да ладно, все нормально будет, мам, не плачь!» — то я его. Он такой человек переживательный, ему нужно все знать, он часто интересовался у врачей обо всех процессах лечения и операции, ему нужен был полный доклад, что и как будет проходить, в деталях».

И их начали готовить к родственной, несовместимой по группе крови трансплантации.

Две операционные

Нужно было сделать так, чтобы мамина почка прижилась. Дане назначили курс процедур, необходимых для подготовки к такой сложной операции, чтобы организм не отторгал донорский орган.
Операции проходили параллельно, но в разных операционных. Даню оперировала группа хирургов во главе с заместителем директора по медицинской помощи Центра им. Шумакова, к. м. н. Игорем Милосердовым.

В палатах интенсивной терапии они тоже лежали разных. Это делается специально, чтобы родственники могли спокойно восстановиться после хирургического вмешательства. «Я все думала, как он там, — вспоминает Валентина. — А его привозят — и он лежит такой бодрячком, нога на ногу. Как я обрадовалась, что ему легче стало! Он так быстро шел на поправку, что я не узнавала своего ребенка». Говорит, до операции сын был «как скелетик», его ветром носило, а сейчас самый обыкновенный мальчишка, который обожает «лего», компьютерные игры, прогулки.

Еще ближе друг к другу

В больнице после трансплантации они провели всего неделю. Врачи понимали, что восстановление пойдет быстрее в родных стенах, да и насиделись уже Валя с Даней взаперти. Выпустили их как раз ко дню рождения Даниила. Отличный повод отметить новый год новой жизни, в которой не будет больше катетеров, диализов и бесконечных больничных стен.

Год после пересадки по совету врачей избегали любых контактов — мальчик принимал достаточно большие дозы иммуносупрессантов (препаратов, снижающих иммунитет для предупреждения отторжения органа), и важно было не подцепить инфекцию. С друзьями и родными общались по видеосвязи, а учился Даня на дому. Сейчас Даниил вернулся в школу, параллельно занимается с репетиторами, наверстывает упущенное за время болезни.

Валя — домохозяйка. Всю себя она посвятила сыну. После операции они еще больше сблизились. Вместе учатся, вместе соблюдают диету — не едят вредных для пациента с донорской почкой грейпфрутов (их сок снижает концентрацию иммунодепрессантов в крови), вместе ездят в Москву на обследования. Много гуляют, по совету врачей. Валентина заметила, что у сына после пересадки поменялись вкусовые предпочтения. Он стал есть то, что любит она и что сам он раньше на дух не переносил. Например, морепродукты. «Совпадение или ребенок наконец выздоровел?» — радуется Валентина.

df0to43ulr9qjw8p2okpyg20ckfkpdxe.jpeg

Мечта о медицине

Есть, конечно, и ограничения, но их немного. Например, нужно исключить слишком активные игровые виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол, — потому что мяч может прилететь в спину или живот, а пересаженная почка уязвима для ударов.

Вообще же легкая физическая нагрузка — бег, ходьба, упражнения с легкими гантелями — только приветствуются. Врачи, которые с семьёй Дани всегда на связи, постоянно напоминают ему, что не стоит лениться делать зарядку. «Они уже как члены семьи, — говорит Валентина. — Мы ничего не делаем, не посоветовавшись с ними. Обращаемся по любым вопросам и в любое время».

А результатами ювелирного труда хирургов из Центра им. Шумакова неизменно восхищаются ставропольские медики: от таких серьезных операций на теле пациентов остались еле заметные следы.
Даниил теперь мечтает стать врачом. В свободное от учебы время сидит над пробирками, проводит опыты и даже на анализы крови ходит во всеоружии — с медицинскими перчатками и очками.

Другие истории

Все Истории
Обратная связь