После пересадки через 2 месяца я снова побежала. Спорт меня спас
«Когда узнают, что у меня пересажены легкие и спрашивают, какой был диагноз, мне не всегда хочется отвечать. У меня муковисцидоз (тяжелое наследственное заболевание, при котором поражаются различные органы – прим. Ред.). Но, если у вас нет генетического заболевания, это не значит, что вы не застрахованы от болезней. А я такой же человек, как все».
Диагноз Оксане поставили еще в подростковом возрасте. И в тот момент ей очень помог спорт, а еще поддержка родителей и упрямая вера в то, что нельзя сдаваться.
— Но в 2011 году я переболела «свиным» гриппом, который еще сильнее ударил по легким, мое состояние сильно ухудшилось. На тот момент при росте 173 см я весила всего 33 килограмма… А легкие работали только на 20%. Я буквально не могла дышать.
Оксану поставили в лист ожидания на трансплантацию, но с условием — нужно стабилизировать вес.
— Ожидание пересадки — тяжелый период. Функция легких критически низкая, постоянно на кислороде и самая длинная дистанция, которую ты способен преодолеть — от розетки до туалета. Сложно спать, что-то делать, постоянно задыхаешься. И время тянется невероятно медленно. Донорских легких очень мало, таких операций делают в разы меньше, чем операций по пересадке других органов.
Ожидание продлилось три года, но в 2015 году Оксане пересадили новые легкие. И это было невероятное счастье:
— Буквально через два месяца после операции я снова побежала! И уже 8 лет активно занимаюсь спортом. Бег, плавание, бадминтон. В 2019 году мне удалось попасть на Международные трансплантационные игры в Англии, это своего рода олимпийские игры для реципиентов донорских органов. Атмосфера игр очень вдохновила, поэтому в 2022 году с другими пациентами и при поддержке врачей мы провели Первые Трансплантационные игры в России. Реципиентам необходим спорт: доказано — физическая активность продлевает продолжительность жизни после пересадки.
Планов у Оксаны много, большинство из них связаны со портом: в 2024 планирует бежать полумарафон, собирается тренироваться всю зиму. А в августе этого года первый раз в жизни проплыла 1 км на открытой воде в Подмосковье.
Еще в этом году Оксана получила диплом психолога. Причем учиться начала в сложный для всех 2020 год, в пандемию ковида.
«Странные вещи тогда происходили, мне захотелось лучше понимать людей. А еще я вижу, насколько важна психологическая поддержка тем, кто состоит в нашем сообществе реципиентов «Своя атмосфера». Вижу, что качество жизни после пересадки зависит от психоэмоционального состояния. Очень важно психологически поддерживать человека во время реабилитации, социализации после операции. Так что у меня появилось желание изучить этот вопрос и придумать методику для помощи реципиентам. Часто нам мешают страхи, даже, например, впервые побежать, ускорить шаг. Бытуют мифы, что ничего нельзя на иммуносупресии (препараты, которые человек с донорскими органами принимает, чтобы не было отторжения — прим. Ред.). На самом деле можно все. Главное — это понимание, как правильно и бережно относиться к организму. И еще один немаловажный момент: поддержка наших близких, ведь для них это тоже тяжелое испытание. А у нас, увы, пока нет системной поддержки в этой сфере».
- О чем мечтаете?
- Открыть центр перезагрузки для людей после пересадки органов. Я понимаю, что им нужно, и умею рассказывать простыми, а главное — правильными словами. Даже это может изменить ситуацию. Хочу помогать людям быть здоровыми и жить полной жизнью.
Специальный проект Минздрава России и KP.RU: https://www.kp.ru/daily/donorstvo-organov/