«Пересадка привычек»: жизнь после трансплантации

Операция по пересадке органа спасает человеку жизнь. Но эта тема окутана множеством мифов. Например, бытует мнение, что вместе с органом в новое тело переселяется и часть личности донора: привычки, пристрастия, таланты. Действительно ли человек меняется после трансплантации? И если это так, то существует ли научное объяснени
Выглядеть я стала по-другому
43-летняя Ольга Раффи, которой трансплантация сердца спасла жизнь в апреле 2025-го, советует ничего не бояться и гнать от себя дурные мысли.
— Появилось ли у меня что-то новое в характере и взглядах после пересадки? Нет, это все глупости. Я в такое не верю. На себе я ничего подобного не ощущала, — говорит Ольга Владимировна. — Главное изменение после операции: я себя чувствую здоровым человеком, у которого ничего не болит, который может спокойно встать и заниматься своими делами, идти на прогулки длительные, где ничего не будет беспокоить. Не только мое самочувствие, общее состояние улучшились, я и выглядеть стала лучше.
Нет никаких флешбеков
Екатерина Самойленко в свои 30 лет оказалась на пороге жизни и смерти из-за расслоения коронарной артерии. В июле 2025 года ей пересадили донорское сердце всего через несколько дней после родов, и сейчас у нее период реабилитации.
— Вопрос «Как ощущаешь себя с новым сердцем?» мне теперь задают постоянно. Спрашивают еще, нет ли каких-то флешбеков. Так вот, их нет, — делится молодая мама. — Я изначально не очень хотела об этом думать. А сердце теперь часть меня, оно работает и бьется, и я буду его беречь. Не хочется, чтобы это стало больной темой, это часть жизни, и хорошо, что она закончилась. Сейчас, когда эйфория после операции прошла, у меня много мыслей о том, как все будет дальше. Очень хочется поскорее домой, чтобы увидеть малышку. Я ведь даже на руках ее еще не держала.
Произошла переоценка
Андрею Захарову сейчас 48 лет. В апреле 2024 года он перенес трансплантацию сердца.
— После пережитой трансплантации во мне многое поменялось, — признается мужчина. — Нет, не привычки. Изменилось отношение ко многим вещам, и это повлияло на разные сферы моей жизни. Произошла переоценка ценностей, пришло понимание важности того, чему раньше не придавал значения, и, наоборот, многое из того, что когда-то казалось нужным, утратило свою значимость.
Комментарии специалистов

Надежда Николаевна Колоскова, заведующая кардиологическим отделением НМИЦ ТИО им. академика В. И. Шумакова Минздрава России, д. м. н.
— Трансплантация сердца выполняется людям с так называемой конечной, или терминальной, стадией сердечной недостаточности, когда сердце уже не может полноценно обеспечивать кислородом все жизненно важные органы и системы. В таких случаях продолжительность жизни зачастую измеряется днями или неделями. При этом ярко проявляют себя симптомы сердечной недостаточности: непереносимость физических нагрузок, нарушение сна, отсутствие аппетита, отеки, одышка при минимальной физической нагрузке. В большинстве случаев пациенты с хронической сердечной недостаточностью — это лица трудоспособного возраста. И помимо проблем со здоровьем они могут столкнуться с потерей работы, потребностью в частых госпитализациях и в ежедневной помощи родственников. Поэтому операция по трансплантации сердца направлена на то, чтобы не только спасти жизнь, но и вернуть человека в социум.
Что меняется на самом деле
— Пересадка, действительно, меняет жизнь. Причем сначала ее меняет болезнь, которая переворачивает привычки и быт с ног на голову. А после этого происходит сама трансплантация — операция, которая дарит второй шанс и новые возможности для реализации. Самочувствие пациента после трансплантации зависит от многих факторов: от его физического и эмоционального состояния до операции, от того, как прошло само вмешательство и, конечно, от поддержки близких.
Мужчины, которые до операции не могли даже встать с постели, со временем, как правило, возвращаются к работе, могут выполнять домашние обязанности, путешествовать.
Если говорить о женщинах — они также могут постепенно возвращаться к повседневным делам, а беременность после трансплантации сердца давно перестала быть недостижимой целью. Среди наших молодых пациенток это достаточно частый вопрос, но у нас уже есть опыт ведения таких случаев совместно с акушерами-гинекологами. В этом вопросе главное — подойти к подготовке осознанно, впрочем, как и при планировании обычной беременности.
Эзотерика или осознанность?
— В первый год после трансплантации пациенты требуют регулярного наблюдения. Период восстановления длится от 3 до 6 месяцев. Первые 6 месяцев после операции не рекомендуется поднимать тяжести. Пока не заживет рана в месте хирургического перелома, давать силовые нагрузки на верхний плечевой пояс запрещается. В остальном пациент начинает постепенно возвращаться к прежней жизни.
Мы видим, как жизнь людей, которые поступают к нам в сложном, а иногда и тяжелом состоянии меняется. Но это не эзотерика — это естественная закономерность. У нас есть несколько пациентов-спортсменов, которые участвуют в марафонах, занимаются плаванием и другими видами спорта.
Думаю, это случается потому, что у людей происходит переоценка ценностей, и они стараются использовать каждую минуту своей «новой» жизни с пользой, открывают какие-то неизведанные грани, меняют приоритеты и предпочтения.
Марина Сергеевна Нестерова, штатный психолог НМИЦ ТИО им. академика В. И. Шумакова Минздрава России:
— Трансплантация — это почти всегда про истории между жизнью и смертью. После череды испытаний людям приходится адаптироваться к новой реальности.
Предоперационная неопределенность сменяется послеоперационной. До операции человек мучается от плохого самочувствия и неизвестности, связанной с ожиданием и операцией, от отсутствия контроля над ситуацией. После пересадки мысли об отсутствии контроля над собой и своим телом могут не уйти сразу, могут рождаться мысли о том, что с новым органом может что-то произойти. Тут важна информированность пациента, соблюдение рекомендаций и следование намеченному плану действий. В первый год происходит адаптация к новой жизни, и этот этап нужно пройти.
Знакомьтесь, Новый я
— Многое зависит от того, как человек подготовлен к операции, какой у него психологический ресурс. Есть люди, которые отлично адаптируются к жизни с новым органом и, не задумываясь, готовы идти дальше.
Но мы работаем и со случаями, когда околооперационный период оказался травматичен для психики. Иногда пациентам нужно примириться с новой реальностью и осмыслить произошедшее более глубоко. Это не плохо и не хорошо. Это просто мотивация познакомиться с новым собой, развернуться к себе. Важно, как сам человек относится к этим изменениям. Одна пациентка говорила мне: «Внутри меня ангелочек поселился», то есть у нее появилась дополнительная точка опоры.
Жить(,) нельзя(,) бояться
— Важно рассказывать о своих страхах. Если есть возможность поделиться с родственниками или лечащим врачом, это, безусловно, будет полезно. При необходимости надо подключить помощь психолога.
Пока пациенты находятся у нас в Центре, они могут еженедельно посещать группы психологической поддержки или обсудить свои переживания со специалистом индивидуально. После выписки тоже не нужно стесняться обращаться за помощью специалистов. С теми, кто не может приехать, мы работаем дистанционно.
Заключение
После трансплантации привычки у человека, действительно, могут поменяться. Но связано это с изменением образа жизни и отношения к ней.
После долгой борьбы с болезнью пациенты обретают независимость от ухаживающих близких и могут самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Вот самое главное изменение, которое происходит с личностью пациента. А мысли о пересадке вместе с органом привычек донора связаны с психологической адаптацией и физиологической перестройкой организма, но с научной точки зрения они безосновательны.